Григорий Борисов, чтец храма в честь св. прав. Анны:
«Начав воцерковляться, иногда, бывает, жалею, что не пришел к вере раньше: как было бы хорошо, если бы это случилось лет десять назад… стольких ошибок удалось бы избежать. Но это все «мечтания наоборот», а в действительности по-другому, наверное, и не могло быть.
Слишком разрозненны и искаженны были мои представления о Церкви и вере. Да, в трудные моменты, во время болезни, обращался к Богу с просьбами помочь и обещаниями исправиться. В отдельные светлые моменты жизни чувствовал присутствие в душе спокойствия, дыхания жизни, умиротворения. Но все это происходило очень редко. Обычное же состояние было далеко от каких-то духовных устремлений. При этом я видел многие свои недостатки и пороки, видел, как они мешают, как я причиняю боль близким людям. Пытался исправить себя, читал психологическую литературу — если и помогало, то ненадолго. Ощущал отсутствие цели и смысла, искал ответ в книгах по философии, мало что понимая, скорее для заполнения времени.
На духовном уровне этот период выглядел, видимо, как метания из стороны в сторону: от полумистических «исканий» до полного неверия в себя и отчаяния.
Почему же я не искал ответов и помощи в Церкви? Может быть, не было примеров со стороны знакомых, а самому мешали упрямство и гордость, и просто незнание, что такое христианство. Странно, ведь целый семестр в институте читали нам курс истории мировых религий, водили на экскурсию в Христорождественский и Спасо-Преображенский соборы… но ничего не отозвалось в душе. Так и оставались какие-то фрагменты, осколки, не складывающиеся в цельную картину. Из церковных праздников традиционно семьей отмечали Пасху с куличами и крашеными яйцами, остальные праздники вспоминались в основном потому что «ничего делать нельзя, большой грех». Редкие посещения храмов оставляли в памяти только эстетическое удовольствие от красоты церковного пения и ощущение, что самым краешком души прикоснулся к чему-то чистому, но очень далекому и потому невозможному.
Потом в интернете начал обращать внимание на материалы, связанные с Православием: сначала на странице ВКонтакте у друга увидел ссылку на проповедь протоиерея Дмитрия Смирнова; на Youtube попались лекции протодиакона Андрея Кураева, потом проповеди протоиерея Андрея Ткачева и замечательного батюшки отца Евгения Соколова. Заинтересовался переводами Библии на разные языки — так познакомился с церковнославянским. Оказалось, что информации — не слухов, не суеверий, а информации — столько, что до конца жизни хватит изучать. И книг, и видеолекций, и просветительских курсов. Было бы только желание. А желание уже появилось, а также осознание необходимости веры для меня — не было только решимости сделать первый шаг к храму, мимо которого ходил больше года, стараясь не замечать. В буквальном смысле стыдно было от мысли, что кто-нибудь из знакомых увидит, как я захожу в церковь.
Но после первой службы — воскресной Божественной Литургии — было только желание стать частью всего этого, не зрителем. а участником.
Наверно, мой приход к вере — это чудо. В Церкви я получил ответы на потаенные вопрошания души, помощь и утешение в скорбях и силу для исправления».